РЕАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ЗАРАБОТКА СМОТРЕТЬ БЕСПЛАТНО!

Яндекс.Погода
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

                                       Споры о Моисее не утихают
  ВЕРОВАНИЯ иудеев, христиан и мусульман во многом расходятся. И все же есть по крайней мере одна особенность, объединяющая эти религиозные группы: все они с глубоким уважением относятся к человеку по имени Моисей. Евреи считают его «величайшим из всех учителей иудаизма», основателем еврейской нации. Христиане видят в Моисее предвестника Иисуса Христа, а мусульмане причисляют его к первым и самым выдающимся пророкам.
  Поэтому Моисей — одна из самых влиятельных фигур в истории человечества. Тем не менее вот уже более ста лет о нем не угасает полемика между учеными и богословами. Многие подвергают сомнению не только то, что Моисей совершал чудеса и вывел израильтян из Египта, но и само его существование. В своей книге о Моисее Джонатан Кирш приходит к выводу: «Об историчности Моисея можно сказать только то, что, возможно, где-то когда-то в далеком прошлом жил некто подобный этому библейскому персонажу, и его жизнь, словно песчинка, веками покрывающаяся жемчугом, окутывалась легендами и мифами, пока Моисей не предстал пред нами тем ярким и вызывающим полемику персонажем, о котором мы читаем в Библии» («Moses — A Life»).
  На первый взгляд может показаться, что такой скептицизм в какой-то мере оправдан. Например, критики отмечают, что существование таких библейских персонажей, как израильский царь Ииуй, было подтверждено археологическими находками, в то время как подобных доказательств существования Моисея нет. Однако вряд ли это свидетельствует о том, что Моисей — это миф. Было время, когда скептики утверждали, что такие библейские персонажи, как вавилонский царь Валтасар и ассирийский царь Саргон, тоже никогда не существовали. Но позднее археологи подтвердили, что это были исторические личности.
  В своей книге Джонатан Кирш говорит: «Археологические находки, подтверждающие существование описанного в Библии народа Израиль, настолько редки, что полное отсутствие сведений о Моисее в каких-либо источниках, кроме самой Библии, не удивительно и еще ни о чем не говорит». Как отмечает Кирш, по мнению некоторых, маловероятно, что Моисей — лишь плод чьего-то воображения, поскольку его «жизнь, столь насыщенная и описанная так подробно, вплоть до диалогов... не может быть выдумкой».
  Верующий ли вы человек или нет, вы, возможно, хотя бы слышали об основных событиях из жизни Моисея: о его разговоре с Богом у горящего куста, об исходе израильтян из египетского рабства и о том, как расступились воды Красного моря. Однако есть ли основания верить в то, что все это действительно было? И можно ли сказать, что Моисей не мифологический персонаж? Следующая статья отвечает на эти волнующие вопросы.Моисей. Человек или миф?
  МОИСЕЮ угрожала смерть сразу после его рождения. Его народ состоял из кочующих семейств, которые, спасаясь от голода, обосновались в Египте вместе со своим отцом Иаковом, или Израилем. Десятилетиями они мирно жили со своими соседями, египтянами. Но вот над евреями нависла опасность. Одно авторитетное историческое сообщение гласит: «Восстал в Египте новый царь... и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался». Так, египтяне «с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам», а фараон приказал повивальным бабкам убивать всех рождающихся мальчиков, чтобы евреи не умножались числом (Исход 1:8—10, 13, 14). Но все же, благодаря мужеству повивальных бабок, отказавшихся повиноваться указу фараона, израильтяне продолжали умножаться. Тогда царь египетский объявил: «Всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку» (Исход 1:22).
  Одна израильская пара, Амрам и Иохаведа, «не побоялась царского повеления» (Евреям 11:23). Иохаведа родила сына, о котором позже было сказано, что он «прекрасен для Бога» (Деяния 7:20). Возможно, они каким-то образом поняли, что Бог был благосклонен к этому младенцу. В любом случае, они отказались отдать своего сына на смерть и, рискуя своей жизнью, решили его спрятать.
  Спустя три месяца родители Моисея не могли уже прятать его. Не зная, что делать, они предприняли следующее: Иохаведа положила младенца в корзину из папируса и оставила ее в воде реки Нил. В тот момент она даже не догадывалась, что так начинается путь человека, во многом повлиявшего на мировую историю (Исход 2:3, 4).


                                                        Достоверные события?
  Многие ученые сегодня считают эти события вымыслом. В журнале «Крисчианити тудей» отмечалось: «Известно, что [за все эти годы] не нашлось ни единого археологического доказательства тому, что сыны израилевы какое-то время находились в Египте». Несмотря на отсутствие прямых материальных доказательств, существует много косвенных подтверждений тому, что сведениям из Библии можно доверять. В своей книге «Израильтяне в Египте» египтолог Джеймс К. Хоффмайер отмечает: «Археологические сведения ясно показывают, что в Египет часто мигрировали народы Леванта [стран, расположенных на восточном побережье Средиземного моря], особенно из-за неблагоприятных климатических условий, приводивших к засухе. [...] Так, в период примерно с 1800 по 1540 год до н. э. в Египет часто переселялись люди из регионов западной Азии, представители семитской группы» («Israel in Egypt»).
  Кроме того, уже давно признано, что египетское рабство описывается в Библии точно. В одной книге о Моисее говорится: «Подтверждением библейскому повествованию о рабстве израильтян может служить довольно известная репродукция рисунка на древнеегипетской могиле. На том рисунке в подробностях изображена группа рабов, делающих из глины кирпичи» («Moses — A Life»).
  Упоминание в Библии о корзинке, сделанной Иохаведой, тоже звучит правдоподобно. Там сказано, что она была сделана из папируса, который, согласно библейским комментариям Кука, «обычно использовался египтянами для строительства легких и маневренных лодок» («Cook’s Commentary»).
  Нетрудно также представить, что мог выйти жестокий правительственный указ об убийстве младенцев. Ученый Джордж Ролинсон напоминает нам: «Детоубийство... в разных местах и в разные периоды времени было довольно распространенным явлением и считалось чем-то обычным». Да и сегодня ужасающие примеры массового убийства не редкость. Возможно, это описанное в Библии событие вызывает негодование, но, к сожалению, это печальная правда жизни.


                                                       Принят в дом фараона
  Младенец Иохаведы не был оставлен на произвол судьбы. Она «поставила [корзинку] в тростнике у берега реки», вероятно, надеясь, что в этом месте ее найдут. Сюда, по всей видимости, часто приходила купаться дочь фараона (Исход 2:2—4).
  Корзинка вскоре была обнаружена. Дочь фараона «открыла [корзинку] и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей». Она решила усыновить его. Имя, которое дали ребенку его родные родители, уже давно забыто. Сегодня он всемирно известен как Моисей. Так назвала его приемная мать (Исход 2:5—10).
Но разве можно допустить, что дочь фараона могла взять на воспитание такого ребенка? Согласно египетским верованиям, добрые дела считались необходимыми, чтобы попасть на небо. О самом усыновлении археолог Джойс Тилдзли отмечает: «В Египте женщины добились равноправия с мужчинами». Они пользовались теми же юридическими и экономическими правами, по крайней мере в теории, и... женщины могли усыновлять детей». Существует папирус, представляющий собой документ об усыновлении одной женщиной ее рабов. Относительно же найма матери Моисея в качестве кормилицы в одном библейском словаре отмечается: «То, что мать Моисея вскармливала его за плату... в точности напоминает условия договоров, заключавшихся в Месопотамии» («The Anchor Bible Dictionary»).
  Скрывали ли от Моисея после его усыновления, что он еврей, считая это темной стороной его жизни? Некоторые голливудские фильмы представляли дело именно так. Однако Писания указывают на обратное. Сестра Моисея, Мариам, проявила находчивость и позаботилась о том, чтобы Моисея вскармливала его родная мать, Иохаведа. Конечно же, эта богобоязненная женщина не стала бы скрывать истину от своего сына! А поскольку детей в Израиле часто вскармливали грудью в течение нескольких лет, у Иохаведы была прекрасная возможность рассказывать Моисею о Боге Авраама, Исаака и Иакова (Исход 3:6). Такое воспитание стало для Моисея хорошим духовным основанием, поскольку, будучи отданным дочери фараона, он обучался «всей мудрости Египетской». Утверждение Флавия о том, что Моисей достиг звания военачальника в войне с Эфиопией, подтвердить невозможно. Однако в Библии говорится, что «был он сильным в словах и делах» (Деяния 7:22).
В возрасте 40 лет Моисей, по всей вероятности, был подготовлен к тому, чтобы занять в Египте видное положение. Если бы он остался в доме фараона, его бы ожидали власть и богатство. Но одно событие круто изменило его жизнь.


                                                                Бегство в Мадиам
Однажды Моисей «увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его». Долгие годы Моисей жил благополучно, пользуясь преимуществами двух культур — еврейской и египетской. Но когда он увидел, что его брата, израильтянина, бьют,— возможно, с угрозой для жизни,— ему пришлось сделать шаг, изменивший всю его жизнь (Исход 2:11). Он «отказался называться сыном дочери фараона, избрав участь народа Бога — терпеть жестокое обращение» (Евреям 11:24, 25).
Моисей быстро принял бесповоротное решение — «он убил Египтянина и скрыл его в песке» (Исход 2:12). Это не было поступком человека, склонного, по словам одного критика, к «порывам гнева». Это, скорее всего, было проявлением веры в обещание Бога избавить народ Израиль от египетского рабства, хотя в то время Моисей не все еще понимал правильно (Бытие 15:13, 14). Возможно, Моисей наивно полагал, что его действия побудят израильтян к мятежу (Деяния 7:25). Однако, к его великому сожалению, его братья, израильтяне, отказались признать его своим вождем. Когда весть об этом убийстве достигла фараона, Моисею пришлось спасаться бегством. Он обосновался в Мадиаме, женился на женщине по имени Сепфора, дочери Иофора, вождя кочевого племени.
  40 долгих лет Моисей вел простую жизнь, пася овец. Он уже утратил всякую надежду избавить свой народ от рабства. Но однажды он привел стадо Иофора на место близ горы Хорив. Там, в пламени горящего куста ему явился ангел Иеговы. Представьте, как Бог воззвал к нему: «Выведи из Египта народ Мой». Но Моисей отвечал робко и неуверенно: «Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» Он даже указал на свой физический недостаток, о котором создатели фильмов не упоминают,— вероятно, у него был дефект речи. Как непохож Моисей на героев древних легенд и мифов! 40 лет пася овец, он учился покорности и смирению. Хотя Моисей не был уверен в себе, Бог не сомневался, что этот человек станет хорошим вождем для израильтян! (Исход 3:1—4:20).


                                                                 Исход из Египта
  Моисей покидает Мадиам и предстает перед фараоном, требуя освободить Божий народ. Когда упрямый правитель отказывает ему, Бог наводит на Египет десять ужасных казней. Когда во время десятой казни у фараона умирает первенец, он в отчаянии отпускает израильтян (Исход, главы с 5 по 13).
  Эти события хорошо известны большинству наших читателей. Но можно ли назвать эти события историческими? Некоторые считают, что, поскольку имя того фараона не известно, то рассказ о нем — чистый вымысел. Однако Джеймс Хоффмайер, слова которого приводились выше, отмечает, что египетские переписчики намеренно опускали имена врагов фараона. Он говорит: «Историки ведь не опровергают историчность проводимой Тутмосом III в Мегиддо кампании из-за того, что имена царей Кадеса и Мегиддо нигде не упомянуты». Хоффмайер предполагает, что имя фараона не названо «по веским теологическим причинам». Прежде всего, поскольку имя фараона не упоминается, главное внимание обращается не на него, а на Бога.
  Тем не менее критики отказываются признать такой массовый исход евреев из Египта реальным фактом. Ученый Хомер Смит утверждает, что такое масштабное событие «было бы, несомненно, отражено в истории Египта или Сирии... Скорее всего, это искаженная и приукрашенная история бегства из Египта в Палестину относительно маленькой группы людей».
  Действительно, ни в каком египетском документе это событие не отражено. Однако египтяне не могли не исказить правду, если она была для них нелестна или шла вразрез с их политическими интересами.       Когда к власти пришел Тутмос III, он постарался уничтожить всякую память о своей предшественнице, Хатшепсут. Египтолог Джон Рей рассказывает: «Все надписи о ней были стерты, посвященные ей обелиски были окружены стенами, а памятники забыты. Ее имя не упоминается в более поздних летописях». Подобные попытки скрыть неприглядную правду не редкость и сегодня.
  Что касается недостатка археологических свидетельств путешествия израильтян по пустыне, то не стоит забывать, что они были кочевниками. Они не строили городов, не выращивали урожаев. Можно сказать, что они не оставили после себя ничего, кроме буквальных следов. Однако в самой Библии содержатся убедительные доказательства их странствия, о котором упоминается во многих частях этой священной книги (1 Царств 4:8; Псалом 77; Псалом 94; Псалом 105; 1 Коринфянам 10:1—5). Важно также то, что о происходившем в пустыне свидетельствовал Иисус Христос (Иоанна 3:14).

                                Спасение Моисея — языческая легенда?
  Критики утверждают, что спасение Моисея из реки Нил подозрительно напоминает древнюю легенду о Саргоне, царе Аккада,— историю, которая, по мнению некоторых, появилась раньше истории о Моисее. В истории о Саргоне тоже говорится о младенце, который был спасен из реки в корзинке.
  Однако в жизни бывает много совпадений. Положить ребенка в корзинку и отправить по реке, вероятно, не было чем-то необычным, как может показаться на первый взгляд. В «Библейском археологическом обозрении» говорилось: «Стоит отметить, что в культурах как Вавилонии, так и Египта важную роль играли реки, поэтому положить младенца в водонепроницаемую корзинку было немногим лучше, чем избавиться от него, выбросив в мусор, что происходило гораздо чаще. [...] История о подкидыше, достигшем видного положения, может быть темой фольклора, но она, несомненно, описывает то, что довольно часто происходит в реальной жизни» («Biblical Archaeology Review»).
  В своей книге «Исследование Исхода» Наум Сарна отмечает, что, несмотря на некоторую схожесть, история о рождении Моисея «во многих отношениях» значительно отличается от «Легенды о Саргоне». Поэтому утверждения о том, что библейская история основана на языческой легенде, безосновательны («Exploring Exodus»).

                                           Кто написал Пятикнижие Моисея?
  Традиционно авторство первых пяти книг Библии, или Пятикнижия, приписывается Моисею. Возможно, какие-то сведения Моисей привел из более ранних исторических источников. Однако многие критики считают, что Пятикнижие написал вовсе не Моисей. Философ XVII века Спиноза заявлял: «Яснее дневного света видно, что Пятикнижие было написано не Моисеем». Во второй половине XIX века немецкий историк-библеист Юлиус Велльгаузен популяризировал свою «документальную гипотезу» о том, что книги Моисея представляют собой сборник сочинений нескольких авторов или совместный труд нескольких человек.
  Велльгаузен утверждал, что один из авторов постоянно использовал личное имя Бога, Иегова, или Яхве. Другой автор называл Бога «Элохим». Так, этих двух авторов обозначили соответственно «Я» и «Э» (лат. «J» и «E»). Третий автор, названный «С» (лат. «P»), по-видимому, создал Священнический кодекс, отраженный в книге Левит, а четвертый автор, названный «B», (лат. «D»), написал Второзаконие. Хотя некоторые исследователи десятилетиями поддерживали эту идею, в своей книге «Пятикнижие» Джозеф Бленкинсопп отмечает, что гипотеза Велльгаузена «претерпевает кризис» («The Pentateuch»).
  В книге Джона Локса «Знакомство с Библией» объясняется: «„Документальная гипотеза“ построена на утверждениях либо произвольных, либо абсолютно ложных. [...] Если полная крайностей „документальная гипотеза“ была бы верна, тогда бы израильтяне были жертвой грубого обмана, допустив, чтобы на них было наложено тяжелое бремя Закона» («Introduction to the Bible»). Это был бы величайший обман в истории человечества.
  А как быть с аргументом, согласно которому стилистическая разница в Пятикнижии свидетельствует о том, что его писали разные люди? В своей книге «Древний Восток и Ветхий завет» Кеннет Китчен отмечает: «Разница в стиле не имеет особого значения и объясняется разными предметами обсуждения». Подобные вариации стиля можно заметить также «в древних текстах, в литературной целостности которых никто не сомневается» («Ancient Orient and Old Testament»).
  Аргумент, согласно которому использование разных имен и титулов Бога свидетельствует о нескольких авторах,— особенно слаб. В одном маленьком отрывке из книги Бытие Бог называется «Всевышним», «Владыкой неба и земли», «Владыкой Господом», «Богом, видящим», «Богом Всемогущим», «Богом», «Судией всей земли» (Бытие 14:18, 19; 15:2; 16:13; 17:1, 3, 18; 18:25). Был ли у каждого из этих стихов свой автор? А как можно объяснить то, что в Бытие 28:13 (ПАМ) слова «Элохим» (Бог) и «Иегова» используются вместе? Писали ли этот стих два автора совместно?
  Безосновательность такого подхода становится особенно очевидна, если его применить к современным литературным произведениям. В одной современной книге о Второй мировой войне в отрывке всего из нескольких страниц канцлер Германии называется «фюрером», «Адольфом Гитлером» и просто «Гитлером». Станет ли кто-нибудь утверждать, что авторство данного отрывка принадлежит трем разным людям?
  Тем не менее множество теорий, подобных гипотезе Велльгаузена, продолжают распространяться. Среди них есть теория, сформулированная двумя учеными, об авторе «Я» (лат. «J»). Они не только отрицают то, что отрывок, в котором упоминается имя Бога, писал Моисей, но и утверждают, что «автором „Я“ была женщина».


Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz